Детский сад "АБВГДЕЙКА" село Петрово-Дальнее

Дидактические игры -- средства умственного воспитания детей в детском саду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры – средство умственного воспитания в детском саду.

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель ЧОУ школы

 с углублённым изучением

иностранных языков «Мир знаний»

Малышева Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………………..1-4

Глава I…………………………………………………………………………5-18

1.1. Дидактические игры и их значение……………………………………... 5-8

1.2. Классификация дидактических игр……………………………………. 9-13

1.3. Организация и проведение дидактических игр……………………… 14-18

Глава II. Опыт воспитательно-образовательной работы……………..19-23

2.1. Развитие умственных способностей на основе

сенсорного воспитании детей……………………………………………… 19-23

Заключение…………………………………………………………………..24-25

Список литературы…………………………………………………………… 26

 

 

 

 

Введение.

 

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» – В. А. Сухомлинский.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения дошкольников.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный детьми, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь педагогам должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

 В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская.

 Там же она указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Они являются эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Ф. Фребель,  М. Монтесори, Тихеева Е. И.  Они ценили дидактические игры, их роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактической игры и даны её описания. А. П. Усова оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: « Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность детей, вносят занимательность».

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Объектом исследования выступает процесс игры, как средство умственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования – развитие умственных способностей детей через дидактические игры.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является – изучить влияния  дидактической игры на развитие умственных способностей детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать соответствующие дидактические игры, которые способствуют развитию умственных способностей детей.

3. Определить дальнейшую работу по данной теме..

Новизна работы заключается в том, что показано, как можно развивать умственные способности детей с помощью дидактических игр, основанных на сенсорном воспитании дошкольников.

 

Характеристика работы.

Курсовая работа состоит из 2-х глав, 4-х параграфов, 26-ти страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

1.1. Дидактические игры и их значение.

Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В педагогический процесс детского сада включаются разнообразные  виды  игр, способствующие всестороннему развитию детей.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Интересные возможности для развития умственных способностей дошкольников дают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности.  В процессе таких игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов, воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу является дидактическая игра. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению, овладению способами познавательной деятельности.

Уже само название (дидактические) говорит о том, что эти игры имеют своей целью умственное развитие детей, и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.  Практически имеющийся в распоряжении педагога ассортимент дидактических игр предусматривает развитие всех познавательных процессов (на сенсорном и интеллектуальном уровне), отдельных мыслительных операций, уточнение знаний детей об окружающем, их обобщению и систематизацию.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность воспитателю более планомерно использовать её для умственного воспитания.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в неё обязательно нужно вносить элементы занимательности.

В играх с дидактическими материалами ребёнок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную  и психомоторную активность.

При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрёшками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей  целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

 Для того чтобы лучше понять и запомнить материал, предоставляемый детям на занятиях, необходимо их упражнять в нём. Упражнять их в обычной форме, в быту, для ребёнка скучно. Поэтому обучение проводится чаще всего в форме дидактической игры. Дети, играя, закрепляют свойства предметов, их качество, материал, назначение. Своеобразие дидактических игр в том, что:

1. Сочетается познавательное содержание с игровой формой, то есть дидактизм сочетается с занимательностью.

2. В игре обязательно должна быть дидактическая зада, которая требует умственного усилия, преодоление трудностей. А. П. Макаренко писал: «Игра без усилий, без активной деятельности, всегда есть плохая игра».

3. В каждой дидактической игре есть правила, они приучают ребёнка к дисциплине, а это помогает успешно решить поставленные задачи.

4. В дидактической игре есть задача и игровые действия.

Дидактическая игра имеет ряд функций:

· Обучающая;

· Развлекательная – создание благополучной обстановки;

· Коммуникативная;

· Релаксационная – снять напряжение;

· Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. Перестройка психики для усвоения больших объёмов обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это обучающая основная задача, направленная на усвоение и закрепление детьми знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

1.2. Классификация дидактических игр.

В педагогическом процессе дидактические игры выполняют  две роли:

1. Является методом обучения (чаще всего в младшей группе, так как там им отводится целое занятие. Например, игры с куклой. В старших группах дидактическая игра, как часть занятия)

2. Является самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

* игры по сенсорному воспитанию,

* словесные игры,

* игры по ознакомлению с природой,

* по формированию математических представлений

* и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

* игры с дидактическими игрушками, предметами. Они рассказывают детям о предмете, растении, животном, о их свойствах, качествах, назначениях. Сюда относятся игры с куклой. К дидактической кукле предъявляются следующие требования: высота – 50 см., к ней одежда, постельные принадлежности, посуда, мебель и т. д.

* настольно-печатные игры. Основаны на принципе наглядности. Даётся не предмет, а его изображение. К ним относятся: лото, парные картинки, домино, кубики, лабиринты и т.д. пользоваться этими играми можно в утренние и вечерние часы, в свободное время.

* словесные игры. Даются со средней группы. Не всегда связаны с восприятием непосредственных предметов. Дети оперируют имеющимися представлениями, выраженными в слове. Они должны внимательно слушать, чтобы находить ответ, чётко формулировать мысли. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем, самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. К таким играм относятся: игры-загадки и другие.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.

* Игры-путешествия.

* Игры-поручения.

* Игры-предположения.

* Игры-загадки.

* Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, здесь обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через  преодолимое, необходимое – через  интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание таких игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться. Им доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Организация и проведение дидактических игр.

Обучение на занятиях — одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду. Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления.

В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Дидактическая игра направлена на то, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, величину, форму, пространственные отношения и т.д.). Дидактическая игра имеет важное значение для умственного развития ребенка и овладения им различными видами изобразительной деятельности (рисованием, конструированием и т.д.). Без специальной работы восприятие дошкольника длительное время остается фрагментарным, им выделяются или наиболее бросающиеся в глаза свойства, или же те, которые имеют значение для элементарных действий с предметами. Кроме специальных игровых занятий дидактическая игра находит место на других занятиях: развитии речи, ознакомлении с окружающим, формировании математических представлений и др.

Руководство умственным развитием детей через дидактическую игру осуществляется:

1. Путём подбора игр с постоянно усложняющимся содержанием(как по характеру и объёму знаний, так и по умственным задачам, которые они содержат);

2. Обучением детей  дидактическим играм (объяснение содержания, правил, способов действий);

3. Контролем за выполнением правил, приучением детей к самоконтролю и взаимоконтролю  в ходе игры.

Необходимо отметить, что, руководя дидактическими играми детей, следует сохранять их заинтересованность в игре, их самостоятельность, игровую форму.

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

* Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

* Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

* Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: "Что? Где? Когда?" (одна половина задает вопросы - другая отвечает на них).

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм.

* Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

* Каждая игра должна содержать элемент новизны.

* Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

* Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это  не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

* Эмоциональное состояние взрослого должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

* Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо была бы избежать конфликта.

Руководство различными дидактическими играми в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущая деятельность – предметная. Она оказывает особое воздействие на умственное развитие ребёнка. Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрёшками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умение ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать сними. Дидактические игрушки выполняют важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Всё это  даёт возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на решение чисто сенсорных задач – развитие слуха, зрения, осязания. Они затрагивают более широкий круг интересов маленького ребёнка, а главное, стимулируют его умственную активность.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дидактические игры проходят в форме занятия. Роль воспитателя здесь очень велика. Он объясняет правила игры, даёт образец игры, играет с детьми и сама даёт анализ. Дети привлекаются лишь в небольшой степени к анализу. Игра объясняется по её ходу. Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены в основном на развитие умения действовать мысленно, в воображаемой ситуации.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дидактическая игра является, как правило, частью сложного занятия. Правила детям объясняются до её начала. Роль воспитателя велика в руководстве игрой, но при анализе больше активизируются дети. Если игра детьми хорошо усвоена, то она может проводиться в свободное время и организаторами игры могут быть сами дети.

По содержанию дидактические игры можно разделить на виды:

1. Нас окружают вещи, какие они?

2. Откуда приходят вещи, и то, что необходимо людям.

3. Мир отношений.

4. Всё происходит во времени.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.

Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Как правило, они проводятся по подгруппам, состоящим из двух – семи детей. На занятиях группа делиться на такие подгруппы. Воспитатель объясняет условия и правила игры, раздаёт материал, затем играют одновременно все подгруппы, а воспитатель наблюдает за действиями детей и при необходимости вмешивается в ход игры, оказывает помощь.

Некоторые игры и упражнения требуют прямого участия взрослого и не могут проводиться одновременно в нескольких подгруппах.

Длительность проведения игр во второй младшей группе 10 – 15 минут. Далее она постепенно возрастает, и в подготовительной группе некоторые игры и упражнения занимают до 25 – 30 минут. Все игры и упражнения могут проводиться неоднократно в зависимости от желании детей.

Глава II. Опыт воспитательно-образовательной работы.

2.1. Развитие умственных способностей на основе сенсорного воспитании детей.

Работа по использованию дидактических игр, как средства умственного воспитания детей проводилась в средней группе детского сада. Так как большую роль в развитии умственных способностей играет сенсорное воспитание ребёнка, то в работе использовали дидактические игры по системе М. Монтессори. Ведь сенсорика – это основа интеллектуального развития. В разных дидактических играх развиваются различные чувства: зрение, слух, обоняние, цветоощущение. И в зависимости от этого существуют следующие виды дидактических игр:

1. Игры на ознакомление с цветом: «Разноцветные обручи», «Назови цвет», «Цветные таблички».

2. Игры по восприятию величины: «построим дома», «Чья лента длиннее».

3. Игры по ознакомлению с формой: «Почтовый ящик», «Заштопай коврик».

4. Игры по развитию обоняния: «»Найди по запаху», «Мешочки с запахами».

5. Игры на развитие слуха: «Шумящие коробочки», «Что за инструмент играет», «Шагаем и танцуем», «Посидим в тишине».

6. Игры на развитие осязания: «»Подбери пару», «Запомни картинку на ощупь», «Волшебный мешочек».

7. Игры на развитие ориентировки: «Найди и принеси», «Горячо – холодно».

Дидактические игры включали в разные занятия, и таким образом интерес к занятиям у детей возрастал. Но лучшим периодом для организации дидактических игр является вторая половина дня. В это время дети могут спокойно и длительно заниматься разными играми.  Воспитатель же оказывает помощь детям, руководит играми. И так как игра – это основное средство воспитания сенсорной культуры, то работу по развитию умственных способностей дошкольников проводилась на основе игр, разработанных М. Монтессори.

Перед педагогами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности организации работы  по развитию сенсорного воспитания (изучение перспективного и календарного планов).

2. Работа с детьми средней группы по формированию сенсорных эталонов: тактильные ощущения, обоняния, звукового восприятия, восприятие цвета, через систему дидактических игр М Монтессори.

Сначала определили, используются ли воспитатели какие-нибудь дидактические игры в учебно-воспитательном процессе, как средства сенсорного воспитания. Затем определили уровень сенсорного развития детей.

Результаты показали, что работа воспитателями по данному вопросу ведётся, но не в системе, в основном направлена на развитие восприятия цвета, формы, величины и слуха. Дидактических игр по развитию сенсорных навыков детей в группе мало, а по системе М. Монтессори вообще отсутствует. Но зато в группе имеется разнообразный природный материал: камушки, шишки, горошек, деревянные палочки и другое.

К сожалению, этот материал детям малодоступен и в основном в свободной деятельности ими не используется. Воспитатели активно используют в своей работе с дошкольниками музыкальные инструменты, имеющиеся в группе,  и проводят такие игры, как: «Угадай, что за инструмент», «Кто так сможет ходить». Для закрепления цветовых ощущений используются игры: «Найди такого же цвета», эти знания в основном закрепляются и используются педагогами на занятиях по изодеятельности.

Обследование детей проводилось с помощью дидактических игр по системе М. Монтессори: «Найди пару», «Цветные таблички», «Мешочки с запахами», «Шумящие коробочки». Дети обследовались в индивидуальной форме.

Результаты обследования показали, что сенсорные способности у детей данной группы развиты достаточно хорошо, кроме обоняния. Им мы пользуемся в жизни реже, чем тактильными ощущениями, слухом, поэтому оно практически не развито.

Игры М. Монтессори воспитателями не используются и игнорируются, не оправдано, так как они в большей степени, чем обычные игры развивают сенсорные навыки, умения детей, а также ведут к развитию интеллекта.

В соответствии с этими исследованиями строилась дальнейшая работа.

Следующим этапом работы было следующее:

1. Воспитатели составили систему дидактических игр по развитию сенсорных способностей детей.

2. Изготовили дидактические игры по системе М. Монтессори.

3. Подготовили материалы для работы с родителями по данной теме.

Детям были представлены следующие игры: «Найди пару», «Шумящие коробочки», «Тактильное лото», «Мешочки с запахами», «Цветные таблички». Дети проявили большой интерес к новым играм.  После объяснения правил каждой игры дети начинали играть самостоятельно, воспитатель выступал в роли наблюдателя, но в случае необходимости координировал действия детей (если нарушали правила, направляла ход игры в нужную сторону). Такая система работы предлагается М. Монтессори и она очень эффективна, так как дети учатся не только самостоятельности, но и умению работать вместе, выдержке (ждать своей очереди в игре). Постепенно правила и задания игр усложнялись, использовались разные варианты. Так, например, в игре «Найди пару», ребята сначала играли парами, один был ведущим – давал  карточку, которую нужно найти на ощупь с закрытыми глазами, другой находился в роли игрока – отыскивал среди разложенных перед ним карточек, нужную с завязанными глазами. Потом игроки менялись ролями. Затем играли уже не парами, а подгруппами (4-5 человек), и дети отыскивали карточки не на столе, перед собой, а искали ребёнка с такой же карточкой. Затем дети уже по памяти искали заданную каточку, т. е. сначала потрогали, положили на место и на другом столе отыскивали такую же карточку на ощупь. Эта игра проводится только с закрытыми или завязанными глазами. На начальном этапе лучше глаза завязать платком.

В игре «Цветные таблички» дети закрепляли не только основные цвета, но и оттенки. Раскладывали таблички в порядке осветления цвета, или потемнения. Искали, где пропущена табличка, то есть резкий переход от одного оттенка  к другому. Сначала предлагалось детям пять карточек одного цвета, но с разными оттенками, резко отличающимися друг от друга. Затем добавлялись карточки с оттенками одного цвета. Ребёнок должен не только разложить, но и в дальнейшем показать какой оттенок данного цвета отсутствует, где резкий переход от одного тона к другому. Количество карточек дошло до 8 штук (8 оттенков одного цвета).

Игры и знания сенсорных эталонов использовались на занятиях, прогулках, в режимных моментах. В уголке для родителей была предложена статья и несколько игр с детьми данного возраста по сенсорике. Воспитатели провели консультацию по ознакомлению с некоторыми играми М. Монтессори используемыми в работе с детьми.

Работа проводилась в системе в течение трёх месяцев и дала существенный результат. Дети научились не только самостоятельно работать, но и не мешали друг другу, использовали разнообразные варианты игр, при нарушении правил кем-либо, сами исправляли свои ошибки, спокойно воспринимали замечания и помощь сверстников. Высказывания детей во время игр стали выразительнее и логично построены. Дети самостоятельно начали делать какие-то умозаключения, выводы. Воспитатель же выступал уже только в роли наблюдателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая, последовательная работа совместно с родителями по сенсорному воспитанию детей с помощью дидактических игр М. Монтессори способствует не только развитию отдельных ощущений, но и в целом влияет на умственные способности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

В проделанной работе мы убедились, что дидактические игры М. Монтессори не только интересны детям, но и полезны для развития сенсорных способностей, всестороннего развития детей, а так же повышают уровень интеллектуального развития. Данной проблемой заинтересовались не только педагоги, но и родители.

Разработали систему дидактических игр М. Монтесори по развитию сенсорных эталонов: тактильные ощущения, слух, обоняние, цветовые ощущения. Ведь для того, чтобы научить ребёнка мыслить, необходимо научить ребёнка правильно группировать, сравнивать предметы по звуку, форме, размеру, весу, шероховатости и т. д., то есть научить его «видеть руками».

На этом наша работа по данной проблеме не заканчивается. На основе разработанных материалов, мы хотим разработать системы игр по развитию элементарных математических представлений дошкольников (игры по знакомству с цифрами, на развитие навыков счёта, сравнения предметов по величине, форме, размеру, объёму и т. д.),  лингвистических способностей детей (работа со звуками, буквами, словами, предложениями), игры по ознакомлению с окружающим (свойства воды, песка, воздуха, различных материалов).

С изготовленным материалом познакомить детей в свободное от занятий время, научить их играть в эти игры самостоятельно и использовать их на занятиях.

Структурным элементом таких игр должна быть игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая – будут отражать взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она должна осуществляться через игровую задачу, определять игровые действия, и это становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Нельзя забывать о том, что одним из составных элементов дидактической игры являются правила. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи, и они должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных.

Для этого необходимо самим воспитателям познакомиться с различными дидактическими играми по данным разделам в системе Марии Монтесори и других педагогов и психологов. Разработать и изготовить дидактические игры по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим, основываясь на сенсорную систему М. Монтесори, т. е. сделать дидактические игры которые бы научили детей «видеть руками» цифры, размеры, формы, звуки, буквы, слова, предложения.

Список литературы.

1. Дичковская И. Наиболее талантливая русская последовательница идей М. Монтессори. / Дошкольное воспитание №7, 1996.

2. Дошкольная педагогика, Москва "Просвещение" 1991г.

3. Пидкасистый П.И. "Технология игры в обучении" - М.Просвещение, 1992г.

4. Плеханов А.. Педагогическая теория и практика М. Монтессори. / Дошкольное воспитание № 10, 1989.

5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.

 

 

 

 
21 марта 2015 в 17:52

Прикреплённые файлы:

Документ: Дидактические игры -- средства умственного воспитания детей в детском саду

Описание файла:

Файл называется: didakticheskie-igry_3fupd.doc

Это официальный файл организации «Детский сад "АБВГДЕЙКА" село Петрово-Дальнее», в нём содержится Дидактические игры -- средства умственного воспитания детей в детском саду.

Размер файла: 0,12 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.